«Эмоциональное состояние — это трамплин к успеху. Эмоциональные расстройства — это первопричина организационных неудач и семейных неурядиц.

Эмоции нужно изучать на практике, потому что это МОЖНО делать. Они не существуют в теории и не зависят ни от каких гипотетических предположений.»

Мы уже довольно-таки давно ведём наш блог, и ещё практически ни разу не затронули такой важной темы, как шкала эмоциональных тонов. Тогда как именно эта шкала — один из ключевых моментов в общении с людьми. Попробуем наверстать упущенное.

Шкала эмоциональных тонов — это  эмоции,  расположенные по определённому порядку, одна за другой — как ступеньки лестницы. Кстати, слово «шкала» происходит от слова «лестница» 🙂

Итак, что это за определённый порядок, по которому расположены эмоции? Всё очень просто — это порядок, основанный на подавляющем воздействии и возможности ему противодействовать. Что имеется в виду? Всё очень просто.

Шкала эмоциональных тонов

Так, есть человек. И на него влияет множество подавляющих воздействий. Например, человек хочет много денег — а нет работы. Человек хочет есть — а нет еды. Или еду забирает кто-то другой. На улице гололёд, бензин подорожал, жена не любит, начальник кричит и заставляет работать — это всё примеры подавляющего воздействия. Итак, человек может получать подавление.

Но, с дургой стороны, человек может справляться с этим подавлением, а может не справляться с ним. Соответственно, у нас есть подавление — и есть несколько вариантов развития событий:

  • человек справляется с подавлением с лёгкостью, играя, шутя;
  • человеку нужно слегка поднапрячь силы, чтобы справиться с подавлением — и он всё-таки справляется с подавлением;
  • нужно напрячь все силы — и вероятность справиться с подалвением 50 на 50;
  • человек практически не может справиться с подавлением;
  • человек вообще не может справиться с подавлением.

В зависимости от того, как человек может справляться с подавлением, он испытывает различные эмоции:

  1. Так, когда проблема решается легко и просто, когда подавление нейтрализуется играючи — человек испытывает энтузиазм.
  2. Когда сил меньше, а подавление больше, человек испытывает, например, слабый интерес.
  3. Когда сил ещё меньше, а подавление ещё больше, возникает гнев — чтобы справиться с проблемой в ход брошены все силы напролом.
  4. Когда подавление намного больше, и человек с ним почти не может справиться, возникает страх — который даёт силы хотя бы убежать от подавления.
  5. Когда вообще ничего нельзя сделать — даже убежать, то остаётся плакать — горе, и притвориться мёртвым — апатия.

Верно и обратное:

  1. Когда человек находит силы сделать хоть что-нибудь, он из апатии перемещается выше — в горе, в задабривание.
  2. Когда он может справиться с проблемой задабриванием, и появляется небольшой резевр сил — возникает страх и попытки убежать от проблемы.
  3. Когда человек продолжает работать над собой, но всё же не может воздействовать на подавление напрямую, он враждует с подавлением скрыто — скрытая враждебность.
  4. Когда человек находит в себе силы открыто взглянуть на проблему — он гневается.
  5. Когда сил становится ещё больше, то с проблемой справляться ещё проще — и человек испытывает некоторое удовольствие, он довольный.
  6. Ну и наконец, научившись справляться с подавлением легко и просто, человек снова оказывается в энтузиазме.

Можно пытаться спорить с этой последовательностью, приводить теории, которые доказывают что-то иное. Но тем не менее, ПРАКТИЧЕСКИЕ наблюдения показывают, что дела обстоят именно так:

Существует шкала эмоциональных тонов, причём эмоции расположены именно так, а не иначе.

И переход к нижним уровням обязательно сопровождается хотя бы минимальным пребыванием на каждой промежуточной ступеньке-эмоции. Соответственно, наоборот, подняться от апатии к энтузиазму можно лишь через промежуточные ступени. Но никак не напрямую.

И если вы самостоятельно будете наблюдать за людьми и животными, то увидите, что эмоции расположены именно в такой последовательности. А «несоответствия» — лишь попытки замаскировать ту или иную невыгодную в данный момент эмоцию (например, кому-то хочется смеяться на похоронах, а нужно плакать, или кто-то испытывает горе, а нужно работать и демонстрировать хотя бы гнев).

Для того, чтобы помочь в наблюдениях за эмоциями, мы предлагаем вам небольшую иллюстрированную шкалу эмоциональных тонов. Кроме того, есть прекрасные книги на тему эмоций и их распознавания — Рут Миншул «Как выбирать своих людей», «Узнать лжеца по выражению лица» и другие.

Начнём мы снизу — с апатии. Апатия (греч. a-patheia — «бесстрастие» от pathos — «страсть, страдание») — состояние безразличия, равнодушной вялости. Сложно найти картинку хорошей, махровой апатии. Но мы попробуем. Апатия, вызванная сильной усталостью:

Апатия

Апатия, вызванная невозможностью сопротивляться, убежать или задобрить:

Апатия

Поднимаемся выше, и переходим к горю. Горе — это сильная глубокая печаль. Происходит от слова «гореть» (как печаль — от слова «печь»). Проиллюстрируем сказанное. Горе, вызванное отсутствием желаемого (скорее всего):

Горе

Горе, вызванное невозможностью спрятаться, защититься, задобрить:

Горе

И поднимаемся ещё выше, переходим к задабриванию. Задабривание — это процесс, при котором нужно ублажать и делать благосклонным, расположить к себе тем или иным образом. Пример задабривания:

Задабривание

Далее идёт сочувствие. Сочувствие — это отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущ. горестному, сострадание; уподобление эмоционального состояния субъекта чьему-либо эмоциональному состоянию. Пример сочувствия:

Сочувствие

Идём дальше и поднимаемся до страха. Страх — мучительное душевное состояние, вызываемое грозящей человеку опасностью и чувством собственного бессилия перед ней. Пример страха:

Страх

Как видите, соблюдается диагностический признак страха — «у страха глаза велики»:

Страх

Выше страха находится скрытая враждебность — эмоция, когда хочется сделать гадость, но напрямую, открыто — ещё страшно. Поэтому скрытая враждебность маскируется под другие эмоции, чтобы вредить. Соответственно, действительной скрытой враждебности на фотографиях практически нет. Но общее настроение передать можно. Однозначно, в одном из бокалов яд, и это радует 🙂 :

Скрытая враждебность

Ну а выше скрытой враждебности расположено отсутствие сочувствия. Ранее мы уже сталкивались с сочувствием. Так вот, эмоция «отсутствие сочувствия» — это эмоция, когда сочувствие отсутствует. Выглядит это примерно так:

Отсутствие сочувствия

Отсутствие сочувствия очень часто сопровождается горем — поскольку обычно горю и задабриванию не хочется сочувствовать:

Отсутствие сочувствия

Поднимаемся выше и переходим к гневу. Гнев — эмоциональное возбуждение агрессивной направленности. Часто сопровождается двигательным возбуждением и агрессивно-разрушительными тенденциями. Гнев — социально «сильный» тон, поэтому на картинках его очень много. Попробуем выбрать самые показательные:

Гнев

И ещё один пример гнева:

Гнев

Поднимаемся выше и получаем боль. Боль — это эмоция сильной потери. Боль чем-то похожа на горе, так как может содержать слёзы. Но это не горе — потому что у человека есть силы что-то делать, сопротивляться подавлению и хоть как-то, но преодолевать его. Пример эмоции боль:

Гнев

Поднимаемся выше, и получаем враждебность. В отличие от скрытой, эта враждебность проявлена — открыта. Враждебность — это крайняя неприязнь, исполненность вражды, ненависти. Пример открытой враждебности:

Враждебность

Обратите внимание, что по сравнению с гневом, у враждебности намного больше действий. Гнев просто кричит. А враждебность активно вредит. Примерно так:

Враждебность

Или вот так:

Враждебность

Выше враждебности следует антагонизм. Антагонизм (от др.-греч. ανταγωνισμός — «спор, борьба») — соперничество, конкуренция, борьба, противоречия; враждебное противодействие, вызванное несогласием во мнениях или интересах. В отличие от враждебности, не содержит особого вреда. Пример антагонизма:

Антагонизм

И антагонизм у животных:

Антагонизм

Далее мы поднимаемся до скуки. Скука — эмоция, которая характеризуется снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям. Пример скуки:

Скука

Не стоит путать скуку и апатию. Человек в скуке НАМНОГО больше делает. Хоть это ему и не интересно:

Скука

Далее мы поднимаемся к слабому интересу. Интерес — это направленное внимание. Соответственно, слабый интерес — это слабо направленное внимание. Так, если в скуке внимание не направлено ни на что, то в слабом интересе внимание направлено хоть на что-то:

Слабый интерес

Выше идёт эмоция, которая называется «довольный». Довольный — это испытывающий удовлетворение, удовольствие от чего-нибудь. Пример эмоции «довольный»:

Довольный

Далее у нас следует консерватизм. Эмоциональный тон «консерватизм» (франц. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — приверженность ко всему устоявшемуся, существующему, стабильному, традиционному. Человек в консерватизме всё ещё не приемлет новых начинаний, внезапных изменений. Консерватизм в фотографии (здесь не видно особого препятствия новому, но следование традициям и устоявшемуся положению дел налицо):

Консерватизм

И второй пример:

Консерватизм

Мы потихоньку подходим к самому верху шкалы эмоциональных тонов, и добрались до эмоции «сильный интерес». В отличие от слабого интереса, сильный интерес — это сильно направленное внимание. Настолько сильно, что ничего не мешает работать с тем, с чем интересно. Так, если человека легко отвлечь от того, чем он интересуется, то это не сильный интерес. Сильный интерес не даст убрать своё внимание с того, что интересно. Пример сильного интереса:

Сильный интерес

И, наконец, верх нашей шкалы эмоциональных тонов — энтузиазм. Энтузиазм — это воодушевление, восторг, экстаз, страсть; высокая степень воодушевления, душевный подъём. Происходит от др.-греч. ἐνθουσιασμός «(божественное) вдохновение, воодушевление, восторг», далее от гл. ἐνθουσιάζω «быть одержимым божеством, неистовствовать», далее связано с прил. ἔνθεος «(бого)вдохновенный», из ἐν (варианты ἐγ-, ἐλ, ἐμ-) «в» + θεός «божество, бог», из праиндоевр. *dhēs-. То есть, энтузиазм — это «в боге». Примеры энтузиазма:

Энтузиазм

Если у вас есть дополнения, добавления, вопросы — пишите комментарии!

Таким образом, шкала эмоциональных тонов есть и работает — остаётся её видеть и применять.

Статья написана по работам Л. Рона Хаббарда.

 Шкала эмоциональных тонов


8 комментариев

antibiological · 22 февраля 2012 в 15:52

Информация бесспорно интересная. Уверен что любой читатель не сможет остаться равнодушным к тексту

admin · 23 февраля 2012 в 11:36

Главное не только прочесть, но и наблюдать, и применять 🙂

    VSS · 25 августа 2012 в 14:44

    Здравствуйте!
    Информация, бесспорно, интересная. Хотелось бы ещё получить знания о том, как повышать хронический эмоциональный тон окружающих людей.

      admin · 27 августа 2012 в 13:47

      Добрый день.
      Возможно несколько вариантов. Естественно, наилучший — профессиональное обучение. Если это невозможно, то вот пара советов:
      1. Чем меньше у человека рестимуляций, тем выше он по тону. Чем больше внимание человека вовне, а не внутри, тем выше он по тону. Следовательно, такие простые вещи, как правильное питание, оптимальный отдых (включая сон), отсутствие стимуляторов любого вида (типа кокаина, кофе, чая, водки, сигарет и пр.), регулярные физические упражнения и так далее, убирают внимание из тела и выводят его вовне. Соответственно, человек повышается по тону. Также отлично работают прогулки с заданием заметить как можно больше самых больших предметов.
      2. Убрать подавление из жизни этого человека. Чем больше вещей в жизни, с которыми человек может справиться, тем выше он по тону. Чем больше подавления = вещей, с которыми он справиться не может, тем ниже человек по тону. Следовательно, убрав подавление, мы можем поднять человека по тону. Сюда же относятся различные задачи, которые мы можем ставить нашему окружению и которые окружение не в силах сделать. А бессилие здорово подавляет.
      Ну и самое главное — самому находиться как можно выше: не ниже сильного интереса. Сложно — но при желании можно. Плюс, опять таки, этому можно научиться.

олег · 12 августа 2014 в 17:48

где на этой шкале место эмоции, которая «сопровождает» эвтаназию?

    admin · 2 октября 2014 в 18:23

    Важно не что делается, а как. Человек, желающий эвтаназию скорее всего и так близок к смерти тела. А вот если рассмотреть ритуальные самоубийства, например у самураев, то там может быть и гнев и страх и другие тона. Человек же делающий эвтаназию тоже может быть в разных состояниях, в данном случае наиболее вероятны сочувствие (0,9) или в отсутствие сочувствия (1.2). В целом для многих (не всех) медиков 1,2 является характерным тоном, т.к. срабатывает некоторая «защита», чтобы не чувствовать боль других, с которой им приходится так много контактировать. Просто вспомните популярные медицинские анекдоты и оцените уровень тона шуток.

myurugvai@mail.ru · 9 января 2016 в 19:39

Супер! Для большего эффекта, я бы расположила более низкие тона внизу страницы с переходом на верх к более высоким тонам.

Almazka · 15 февраля 2016 в 12:01

Хорошо картинки подобрали, спасибо!
А не подскажете, где примерно находится такая коварная эмоция как прокрастинация. Когда человек прокрастинирует активно, то где он находится? Что-то похожее на заискивание, только более спокойное, мне кажется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *