Дианетика – источник базовых методов гештальт-терапии

Гештальт терапия и возврат дианетики

Работы Рона Хаббарда, его книги, и, в частности, «Дианетика – современная наука душевного здоровья», оказали большое, и, порой, основополагающее влияние на некоторые современные психотерапевтические и психологические техники.

Дианетика – это методика, разработанная Л. Роном Хаббардом, которая может помочь облегчить такие болезненные состояния, как не желаемые ощущения и эмоции, неразумные страхи и психосоматические заболевания. Дианетику наиболее точно можно описать как «то, что дух делает с телом посредством разума».

К сожалению, очень редко можно встретить действительное признание заслуг работ Рона Хаббарда, тогда как указание источников при разработке той или иной дисциплины является, как минимум, правилом хорошего тона. Давайте восполним этот пробел.

И начнём с такой известной дисциплины, как гештальт терапия.

Гештальт терапия – психотерапевтическое течение, которое начало оформляться в середине прошлого века. Основой гештальт терапии стали интуитивные догадки и предположения Ф. Перлза. Гений Ф. Перлза и его сотрудников (в частности Лоры Перлз и Пола Гудмена) проявился в разработке экзистенциальной философии или «искусства жить», включающей в себя несколько философских, методологических и терапевтических направлений европейского, американского и восточного происхождения.

Основателем гештальт терапии считается Фридрих (Фритц) Соломон Перлз (Перлс). Впервые этот термин был применен им в названии книги «Гештальт терапия» (Perls, Hefferline, Goodman. Gestalt therapy. Excitment and growth in the human personality.- New York, Julian Press, 1951). [1]

Гештальт-терапия – это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человека, и, посредством этого, достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

«Гештальт» (Gestalt) – немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Gestalten – означает «облечь в форму», придать значимую структуру. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале ХХ века. Суть этого понятия – восприятие некоего целого не может быть сведено к простой сумме его частей.

Более подробно базовый подход гештальт терапии может описать сам основатель течения – Фридрих Перлз:

«…Меня часто называют основателем гештальт терапии. Это – чушь. Если вы называете меня открывателем или восстановителем гештальт-терапии, тогда ладно. Гештальт так же стар, как и мир. Мир, и в особенности каждый организм, поддерживающий, поддерживающий себя, представляет собой целостность, завершенность. И единственный постоянный закон в нем — закон образования гештальтов. Гештальт является органической функцией. Гештальт — это основная единица опыта. Если вы расчленили гештальт, — то он уже таковым не является. Возьмем простой пример из химии. Вы знаете, что вода — Н2О — состоит из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода. Если Вы нарушаете целостность воды, расщепляете ее на водород и кислород, то воды уже больше нет. И если вы теперь испытываете жажду, то вы можете вдыхать сколь угодно много водорода и кислорода, но это не утолит вашей жажды. Таким образом, гештальт — это переживаемый феномен. Если вы анализируете, если вы расчленяете его, — это становиться чем-то иным. Можно называть это единицей опыта, подобно, скажем, вольтам в электричестве или эргам в механике…». [2]

Технические приёмы гештальт терапии опираются на определённые отношения. Эти отношения – проявления одного, основного отношения, которое в свою очередь опирается на переживании очевидности. Возможно, переживание очевидности актуальности – что мы здесь и сейчас, и наши поступки конкретны. Переживание очевидности ответственности – наши конкретные поступки делаем именно мы. И переживание очевидности осознанности – когда мы осознаём результаты наших поступков вне зависимости от того, согласны ли мы с ними, отрицаем ли мы их или ещё что-либо с ними делаем.

Основной аспект философии гештальт терапии – аспект актуальности, поскольку ответственность и осознанность неотделимы от настоящего времени. [3, c. 43-44]

Соответственно, одна из основных техник в гештальт терапии – концентрация на настоящем, «здесь и сейчас». И, по-сути, это основа технологии гештальт терапии. Для того чтобы выделить этот термин и сделать его отличимым, в гештальт-терапии вводится новый термин – Презентификация:

«Как и в случае с мечтами и фантазиями о будущем, в гештальте существует свой подход и к прошлому, который я предложил называть презентификацией (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания пациент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его и управляется с ней, как если бы она была в настоящем» [3, c. 157]

Существует, по крайней мере, два пути, в которых концентрация на настоящем отражена техническим репертуаром гештальт-терапии. Один – это откровенная просьба к пациенту следовать его намерениям, здесь выражается то, что выходит в его теперешнее поле сознания. Чаще всего это сопровождается наставлением воздержаться от осмысливания во имя чистого самонаблюдения. Другой путь – это презентификация прошлого или будущего (или фантазии в целом). Он может принять внутреннюю попытку к идентификации или переживания прошлых событий как возврат дианетики [выделено жирным авт., курсивом – в оригинале], или, что более часто, к проигрыванию сцен с мимикой и позами, соответствующими сцене, а также вербальным участием, как в психодраме. [3, c. 46]

В общем-то, именно так можно охарактеризовать основы гештальт терапии. И перейти к основной теме нашего исследования – к влиянию дианетики и Рона Хаббарда на формирование гештальт терапии.

Обратите внимание на предпоследний абзац, который описывает два пути отражения технического репертуара гештальт терапии. Там ведётся речь о презентификации прошлого и будущего, то есть, перепроживания их «как бы из настоящего». И упоминается один из базовых приёмов – возврат дианетики.

Возврат (или возвращение) дианетики – это один из способов воспоминания того, что человек обычно не осознаёт. Это не память, когда человек «вспоминает что-то». Это возвращение. Воспоминание является гораздо более сложным процессом, чем возвращение. Человек может «отправиться назад» в любой период всей своей жизни. Причём, в полностью бодрствующем состоянии, полностью осознанно и без всяких наркотиков, к какому-нибудь событию, которое он пережил в прошлом. По-сути, человек перепроживает это событие заново, «находясь» там.

Возврат дианетики – это сама по себе мощная и сильная технология, использование которой позволяет получить очень большие и стабильные результаты.

Ни имя Рона Хаббарда, ни дианетика, не упоминаются в работах Фрица Перлза – что не удивительно, если учесть биографию Фридриха. Однако, правда приоткрывается его последователем, Клаудио Наранхо, автором ряда книг, и, в частности, книги «Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма». Далее по тексту книги мы встречаем более подробное упоминание о действительном влиянии дианетики и Рона Хаббарда на становление методов гештальт терапии:

«…На Фритца это [отсутствие максимализации переживания воспоминаний в психоанализе – авт.] повлияло не столько из-за его особого отношения к драматургии и к работе Морено, сколько из-за базовой техники дианетики Рона Хаббарда (как видно из его вступления к докладу по дианетике доктора Винтера). (Винтер Дж. А. «Доклад врача по дианетике». – Нью-Йорк: Джулиан пресс, 1951 г.). Как пишет в своей книге Хаббард, его техника возвращения представляет собой практику, способствующую тренировке чувственного и эмоционального воспоминания в противовес чисто интеллектуальной памяти. «Стать» ребёнком вновь в такой-то ситуации прошлого и сказать папочке, что не сумел сказать ему в реальности, по экспрессивности может быть гораздо сильнее, чем простое описание или отражение воспоминаемого события…» [3, c. 158]

Итак, как минимум один из основных методов в гештальт терапии появился благодаря технологии дианетики. С тех пор гештальт терапия разрослась и впитала в себя множество других течений (и является по своей сути эклектически компилятивной), – так что провести сравнительный анализ практических приёмов и теоретических основ не представляется корректным.

Однако, анализируя эффективность дианетики и гештальт терапии, нельзя не отметить значительное преимущество первой как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения стабильности результатов.

Использованные источники:

  1. http://gestalt.in.ua/view_gestalt.php?id=4
  2. http://www.my-psiholog.kiev.ua/index.php?id=15
  3. Клаудио Наранхо. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – С. 43-44.

Подробнее узнать о том, что такое дианетика, вы можете в статье «Дианетика. | Понять, что являлось причиной страха» или прочитав книгу «Дианетика».

Возможно, у вас есть другой взгляд на эту ситуацию – с удовольствием выслушаем его в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *